Практика последних десятилетий полученная, как на полигонах в рамках учений и испытаний, так и в ходе вооружённых конфликтов, показала, что степень реализации боевого потенциала группировки войск (сил) в значительной мере возрастает не только и не столько за счёт применения высокоточных средств поражения, а в первую очередь благодаря завоеванию превосходства в управлении подчинёнными силами и средствами. Это превосходство достигается и удерживается подготовленными воинскими формированиями (коллективами) при рациональном использовании современных средств разведки и управления. Таким образом, даже при использовании только обычных средств поражения, получая своевременно более точную и полную информацию о противнике, принимая адекватные складывающейся ситуации решения и оперативно доводя их до подчинённых, обладающая превосходством в управлении сторона конфликта становится способной разгромить в разы превосходящего её противника.
Следует напомнить, что техническую основу всех современных и перспективных систем, средств вооружения и военной техники (в первую очередь таких, как «интеллектуальные», высокоточные и роботизированные средства ведения и обеспечения вооружённой борьбы, средства разведки, РЭБ, управления и связи) составляют радиоэлектронные средства (РЭС).
Как правило, в интересах достижения целей операций (боевых действий) разнообразные РЭС посредством линий связи объединяются в системы различного уровня сложности и назначения. Причём в силу высокой динамичности современных вооружённых конфликтов подавляющее большинство из них составляют линии радиосвязи (в т.ч. радиорелейной, тропосферной, спутниковой связи и др.). Множество систем разведки, опознавания и навигации также основано на использовании результатов распространения (отражения) радиоволн.
В настоящее время в условиях высокой насыщенности всех сфер вооружённой борьбы радиоэлектронные средства и системами на их основе сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, благодаря повсеместному внедрению радиоэлектронных средств и систем на их основе резко повышаются возможности по достижению целей операций (боевых действий), а с другой стороны нарушение режимов их нормального функционирования (а тем более – выход из строя) могут свести на нет все преимущества и даже привести к полной потере боеспособности. Таким образом, становится вполне очевиден т.н. «эффект зависимости» вооружённых сил развитых в техническом отношении государств от качества функционирования РЭС в составе систем вооружения и военной техники.
Нет ничего удивительного, что в сложившихся условиях именно радиоэлектронная борьба, как относительно малозатратный и достаточно легко реализуемый метод дезорганизации работы отдельных РЭС и систем на их основе у противника и защиты своих аналогичных систем от воздействия, выходит на первый план и получает приоритетное развитие. При определённых условиях именно применение методов РЭБ можно рассматривать как «асимметричные» меры, нивелирующие достоинства высокотехнологичных систем и средств вооружённой борьбы противника.
Многообразие систем и средств управления войсками и оружием в вооружённых силах развитых в техническом отношении государств требует системного подхода к радиоэлектронной борьбе.
В этом случае под системным подходом к РЭБ следует понимать рассмотрение её, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, т.е. рассмотрение РЭБ, как целенаправленной системы, обладающей соответствующими системными свойствами (например, наличием системообразующих, системосохраняющих факторов, синергичностью, эмерджентностью, мультипликативностью и др.). При этом следует учесть достаточно широко известный и подтвержденный практикой тезис о том, что системе может успешно противостоять только система с не меньшим уровнем сложности.
Также следует учитывать, что практика применения средств РЭБ показывает их более высокую эффективность при применении в комплексе со средствами воздействия (защиты, разведки) другого функционального предназначения.
Исходя из очевидных тенденций развития систем и средств управления войсками и оружием, РЭС, применяемых в вооружённых конфликтах последних десятилетий (например, значительное расширение частотного диапазона, сокращение мощностей излучения и дистанций связи, увеличение скорости передачи данных, использование специальных режимов работы РЭС, формирование сетевых структур, широкое использование воздушных, космических и беспилотных систем и средств и т.п.), можно предположить ряд перспективных направлений развития системы РЭБ в целом и отдельных средств, в частности.
К таким направлениям можно отнести:
расширение функциональных возможностей отдельных средств РЭБ и повышение их универсальности;
использование при создании средств РЭБ открытой архитектуры построения, с возможностью изменения их функциональности за счёт добавления дополнительных модулей;
включение средств РЭБ как элемента в состав практически всех систем и средств вооружённой борьбы;
перенос усилий по поражению радиоэлектронных средств и систем «на территорию противника», широкое использование беспилотных и забрасываемых (заносимых) средств РЭБ;
появление средств функционального поражения РЭС противника – оружия использующего мощное направленное электромагнитное излучение;
использование специальных средств для нарушения работы компьютеризированных систем управления, построенных по сетевому принципу;
выбор в качестве приоритетных целей для воздействия воздушных, беспилотных, роботизированных и спутниковых РЭС систем управления и разведки;
разработка новых способов нарушения (изменения) условий распространения радиоволн;
создание технологий снижения заметности вооружения и военной техники в интересах противодействия техническим средствам разведки противника;
применение средств создания сложной радиоэлектронной обстановки для технических средств разведки противника и имитации в районах проведения операций (боевых действий).
Очевидно, что эти направления могут в перспективе (среднесрочной и, тем более, долгосрочной) претерпеть трансформацию, вытекающую из логики развития вооружённой борьбы, науки и техники, и, как следствие, должны являться объектом пристального внимания научного сообщества.
- Как в последние годы идет развитие войск радиоэлектронной борьбы, после так называемого «застоя»?
- В последние годы в Вооруженных Силах Российской Федерации значительно увеличилась интенсивность боевой подготовки. К примеру, только в войсках РЭБ с начала 2014 года проведено более 15 учений различного масштаба. Кроме того, для создания сложной и динамичной обстановки активного радиоэлектронного воздействия противника, на все мероприятия оперативной и боевой подготовки, проводимые в Вооруженных Силах Российской Федерации, привлекаются воинские части и подразделения РЭБ.
Выросло качество подготовки офицеров и личного состава в целом. Ежегодно проводятся различные конкурсы по полевой выучке и состязания на лучшего специалиста РЭБ. В указанных мероприятиях, в рамках международного военного сотрудничества, принимают активное участие военнослужащие воинских частей РЭБ вооруженных сил Республики Беларусь.
Результаты внезапных и итоговых проверок, проведенных в 2013 году, показывают, что уровень подготовки соединений, воинских частей и подразделений РЭБ позволяет им успешного выполнять задачи по предназначению.
Развитие средств РЭБ ВС РФ в настоящее время осуществляется в соответствии с Государственной программой вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), утвержденной Президентом Российской Федерации 31 декабря 2010 года. Реализация мероприятий ГПВ-2020 проводится в рамках ежегодных государственных оборонных заказов (ГОЗ).
Выполнение параметров ГПВ-2020 позволит довести уровень обеспеченности войск РЭБ перспективной техникой к 2020 году до уровня 70%.
- Какие новые образцы ВВТ (системы и средства) поступают в войска, (внедряются в настоящее время) в соответствии с ГОЗ, в чем их преимущество? Какие требования предъявляются к современному ВВТ РЭБ?
- За последние годы созданы положительные предпосылки к кардинальному обновлению системы вооружения РЭБ. Научно-технический задел, сформированный в рамках ГПВ-2015 и ГПВ-2020, позволил в период 2010-2013 годы успешно завершить государственные испытания 18 новых образцов.
СПРАВКА
В период 2010-2013 годы проведены государственные испытания 18 образцов техники РЭБ (Борисоглебск-2, Алургит, Инфауна, Красуха-2О, Красуха-С4, Москва-1, Пародист, Лорандит-М, Леер-2, Леер-3, Лесочек, Лесс, Магний-РЭБ, Поле-21 и др,)
Вновь разработанные средства впервые позволят:
обеспечить возможность радиоразведки и радиоподавления интегральных систем связи и передачи данных коллективного пользования, в 1,5…1,8 раза повысить вероятность селекции объектов подавления, сократить время реакции до 10 раз;
осуществить возможность скрытого, выборочного по местоположению и (или) системному адресу блокирования абонентских терминалов сотовой связи противника, увеличить размер зоны эффективного воздействия за счет применения нетрадиционных (неэнергетических) способов интеллектуального блокирования абонентских терминалов сотовой связи до 4 раз и многое другое.
Техника РЭБ должна удовлетворять следующим основным требованиям:
комплексное и эффективное воздействие на широкую номенклатуру радиоэлектронных и вычислительных систем и средств;
выполнять комплексный технический контроль мероприятий по маскировке объектов во всех физических полях и РЭЗ, обеспечивать защиту информации от утечки по техническим каналам и поражения средствами программного (программно-аппаратного) воздействия;
обладать конфликтной устойчивостью в условиях применения противостоящей стороной средств радиоэлектронного поражения и самонаводящегося по излучению оружия;
иметь высокие эксплуатационные характеристики (надежность, ремонтопригодность, эргономичность и т.п.) и большой модернизационный потенциал.
В настоящее время, благодаря увеличению в несколько раз поставок вооружения и военной техники, более 10 подразделений РЭБ полностью перевооружены на современные и перспективные средства.